«Память народа» – новый социально-творческий проект

«Память народа» – новый социально-творческий проект
Фото: www.vestnik57.ru
«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось…» – эти незабвенные строки лидера наших классиков знает, очевидно, каждый. Но собраться и отправиться в Москву просто так – дело не такое уж и простое: нужен повод, средства, цель, да и «охота к перемене мест» должна присутствовать в характере. Не случайно чеховские сестры никак не выполнят свой девиз: «В Москву! В Москву!» А вот театральной студии «Ювента» ОГУ им. И.С. Тургенева в этом смысле несказанно повезло: прошлой весной их пригласили с фронтовой повестью «Трепетные птицы» по мотивам романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» на всероссийский конкурс в легендарный ВГИК, а в апреле этого года – в МГИМО. Дело в том, что на Всероссийском фестивале-конкурсе «Память народа» «Ювента» вошла в число пяти финалистов и была приглашена для участия в итоговом концерте с драматической сценой «Выбор, которого не было». Эхо войны Как все в жизни спонтанно и непредсказуемо! В четыре часа утра 26 февраля театральный коллектив нашего ведущего опорного вуза вернулся в Орел с прекрасного фестиваля «Взмах крыла» в подмосковных Жаворонках (о нем мы отчитались в одном из предыдущих номеров «Орловского вестника»), а уже в обед этого дня пришлось принимать решение об участии в новом фестивале. Потому что это был последний день подачи заявок. Мы решились, согласились и ничуть не пожалели!
Инициатором данного проекта стал молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания РФ совместно с Евро-Азиатским еврейским конгрессом. Как позже рассказывала председатель парламента Мария Воропаева, они провели опрос по поводу такого страшного феномена Второй мировой войны, как холокост. Угадывая смысл понятия, какая-то девушка ответила, что это, очевидно, клей для обоев... Подобная неосведомленность об одном из самых трагических явлений ХХ века показалась молодым парламентариям кощунственной, и они решили провести фестиваль, посвященный жертвам холокоста, под названием «Память народа». Более ста театральных коллективов приняло участие в этом новом проекте, из них жюри, куда входили ректор МГИМО А.В. Торкунов, главный раввин России Берл Лазар, председатель правления Российского фонда мира Л.Э. Слуцкий, генеральный директор Евро-Азиатского еврейского конгресса Хаим Бен-Яаков и уже названная М.А. Воропаева, выбрало пять постановок, которые стали эмоционально-смысловым ядром итогового концерта. Хочется сказать несколько слов об орловской театральной миниатюре. Голос «Ювенты» Кто бы мог подумать, что просмотр нового кино так может повлиять на дальнейшие события! Прошлым летом увидел свет потрясающий фильм Павла Чухрая «Холодное танго», в котором одна сцена была до того пронзительной и трагической, что о ней хочется сказать особо. В Каунасе фашисты ставят очередной бесчеловечный эксперимент, и у родителей в еврейском гетто отбирают детей, чтобы отправить их в больницу и выкачать их кровь для нужд Третьего рейха. Мать главного героя подстерегает грузовик и предлагает полицейскому Антанасу, своему бывшему соседу, единственную сохраненную ценность – крупный бриллиант – в обмен на сына и дочь. Он за «безделушку» готов отпустить только одного ребенка, и женщина погружается в мучительные размышления.
В книге Эфраима Севелы «Продай твою мать» есть определенный нюанс: старший сын, по сути, является изгоем, в семье царит культ младшей дочери, красавицы и умницы. Казалось бы, приоритеты распределены, но дальнейшие события заставляют поменять систему ценностей. В тонком, психологически филигранном фильме на степени чувства акцент не делается, женщина за несколько мгновений переживает немыслимое потрясение и отказывается взять лишь одного ребенка, что стало бы предательством по отношению к другому. Мальчику удается бежать, и от его имени ведется повествование.
Суть этого нравственного выбора-невыбора стала катушкой, на которую накрутилась вся концепция нашей постановки: в один день был написан сценарий, совместивший литературно-кинематографическую версию с театральными визуальными приемами, подобраны актеры, определена свето-цветовая концепция. Огромную роль в нашей постановке (а ее время ограничивалось 15 минутами!) играла пластика: некой экспозицией стал танец матери, гуляющей с детьми, на которую надвигаются беды, темные силы, неминуемая гибель. Этот образ прекрасно воплотила Алена Загоруй. Роль рассказчика досталась Владиславу Спасскому, который в своем монологе соединил социально-политическую катастрофу с личностной трагедией. Мать в исполнении первокурсницы института экономики и управления ОГУ им. И.С. Тургенева Полины Холодовой оказалась настолько убедительной, что люди в зале плакали, осознавая непосильное бремя решения, которое ей навязывает бездушный полицай (Егор Помелухо). Завершает действо скорбный обряд плакальщиц (А. Загоруй, О. Корнеева, Ю. Солоухина) в красно-белых покрывалах, символизирующих цвет невинно пролитой крови. Награда за лучшую сценографию – это прекрасный итог совместных усилий. Впечатления от МГИМО Приятным бонусом поездки стало знакомство с элитнейшим вузом страны, который отметил свою 74-ю годовщину. МГИМО открылся перед нами в своем богатейшем архитектурно-историческом и научно-политическом амплуа. Надо сказать, что непростой задачей может стать даже необходимость попасть на территорию этого вуза – все гости проверяются по многократно утверждаемым спискам (благо организация конкурса была на высочайшем уровне и проблем у 49 участников с этим не возникло).
Экскурсовод Алина поведала нам, что здание института называют иногда лежачим небоскребом, ведь его протяженность больше километра, и студентам, чтобы переместиться из кабинета в кабинет, проще использовать общественный транспорт. Здесь изучают 53 языка, а гости, готовые выступить со своими идеями и концепциями, наведываются регулярно (в день нашего приезда была Тина Канделаки), о чем свидетельствуют портреты известнейших политических деятелей, например, Николя Саркози, Луизы Арбур, Жака Ширака и другие.
Здание состоит из старой и новой частей, но даже и после расширения на переменах возникают пробки, как и повсеместно в Москве. Кстати, новый корпус шутливо прозвали «турецкий отель», потому что он напоминает гостиницу: двери из аудиторий со всех четырех этажей выходят на атриум – воздушный стержень со спиралью лестниц. В коридорах привлекают внимание указатели «Монмартр», «Елисейские Поля», «Уолл-стрит», «Охотный ряд», «Чахорбаг» (их, безусловно, великое множество), и кажется, что ты находишься в каком-то странно концентрированном географическом пространстве. Даже в студенческом кафе часы показывают время в Нью-Йорке, Лондоне, Цюрихе, Москве и Токио.
Мы были в научной библиотеке и музее истории МГИМО, который хранит память о знаковых событиях с момента основания вуза в 1944 году до наших дней. А подарков в нем не счесть. Это альбомы, блюда, холодное оружие, статуэтки. Где бы мы еще увидели монгольский струнный инструмент моринхур или копию короны эпохи Силла из Республики Кореи! Любопытно, что первыми выпускниками этого учебного заведения в 1948 году были одни мужчины, с 70-х годов появились женщины, и теперь их соотношение с сильным полом 65 процентов к 35. Гала-концерт Конечно, главным событием стал сам концерт, и когда 800 мест стали заполняться разновозрастными зрителями, все почувствовали ответственность момента. Именитых гостей было много. Практически все сказали о недопустимости переписывания истории и умалчивания страшных тенденций последней вселенской катастрофы.
На сцене встретились дебютанты, например, театр-студия «Амели» из Еврейской автономной области, существующая всего три месяца и предложившая постановку «Перрон смерти», и театр-студия «Детский остров» из Ивановской области, функционирующая на базе детского дома уже десять лет. Именно этот коллектив, по решению жюри, отправится по бесплатной путевке в Израиль. Но на нас особенное впечатление произвели гости из Татарстана: студия «Дебют», представленная пятью дошкольницами, и хореографический ансамбль «Вдохновение» показали композицию «Седые дети» о концлагере Саласпилс. Это было трагично, но не пересекало тонкую линию, за которой сентиментальность высказывания превращается в насилие над зрителем.
Все участники увезли в память о фестивале дипломы и электронные книги, весенние воспоминания и театральный опыт. А еще надежды на новые прекрасные творческие предложения. Наталья Смоголь
 
По теме
     Получатели социальных услуг отделения социальной реабилитации и активного долголетия БУОО «КЦСОН Новосильского района» посетили торжественный вечер под названием «У меня случился служебный роман!»,
04 - Городская Газета Сотни людей погибли в результате теракта. 22 марта несколько мужчин напали на посетителей концерта группы «Пикник», который должен был пройти в Подмосковье.
Городская Газета
close-up-scientist-holding-glassware_23-2148794432 - Городская Газета Медицинские исследования ученых ОГУ им. И. С. Тургенева помогают в лечении самых опасных заболеваний.
Городская Газета
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда