Последняя воля Жанны

Последняя воля Жанны
Фото: www.vestnik57.ru

Сегодня нам не нужна Жанна д’Арк – та самая, спасительница Отечества, Орлеанская дева, героиня Столетней войны, пример самоотверженности, чистая, смелая, святая... Потому что мы сами себе инквизиторы, и «англичане», и фашисты, взявшие в плотное кольцо окружения все разумные, добрые, вечные силы, какие только еще остались в мире. Потому что мы попросту забыли, от кого нас нужно спасать. Потому что нет больше народа, способного подняться на великую борьбу, нет соотечественников, готовых разделить по-братски хлеб, горе и радость. Нет общего неделимого. Есть страшное одиночество, спасительная отрешенность от мира, частная выгода. Потому что мы признаем лишь того Бога, который карает, губит, вершит кровавый суд. Сегодня нам не нужна Жанна д’Арк. Она нам жизненно необходима!

Кот в мешке

Почему такое долгое вступление? Потому что это не вступление, а сама суть спектакля «Вторая смерть Жанны д’Арк» театра «Свободное пространство». В его основе – пьеса болгарского драматурга Стефана Цанева – поэта, диссидента, заслуженного «многотиражника», современника, классика мировой литературы (более точно – постмодернизма). Очередная непростая и незабываемая работа режиссера и художника Сергея Пузырева.

Все вокруг до времени кажется застывшим и безразличным, как холодное железо, скупым и безрадостным, как жесткая дерюга. Мир представляется мешком тюремной камеры, в котором мечется Жанна (Ольга Виррийская), далеко не обретшая торжественный покой, приличествующий потенциальной святой.

Героиня, густо причащенная золой чьих-то чужих костров, произносит горячий, театрально-надрывный, проникновенный монолог. Будто исповедь, будто под пытками. Истово кается в гордыне, 77 смертных грехах. Преступница, ведьма, блудница и еретичка до кучи молит на коленях о жизни, как нашкодившая собачка. Отрекается от себя и всех.

Первая сцена знакомства, талантливо выполненная в лучших традициях жгучей патетики, вызывает по меньшей мере недоумение, недоверие и даже разочарование. Мы шли посмотреть на героическую, несклоняемую, легендарную Жанну д’Арк. А тут этакая хитрая пацанка Жанетт, бесцеремонно утирающая нос. Дерзкая, но едва ли бесстрашная, вызывающая, но в глубине души хрупкая, беззащитная…

Да, спектакль обманет – и не раз, чтобы мы себя обманывать перестали.

Ольга Виррийская увлеченно, страстно, с прилежанием актрисы-отличницы, словно вулкан, извергает из себя лаву чужой неправды, чужие слова и мысли, накаляясь до предела, делая внутренний голос звонче и пронзительнее. Но отчего не покидает чувство подозрительности к Жанне, будто она врет в чем-то – большом или малом… Ее слова «о доблестях, о подвигах, о славе» искренне озаряют мир правдивостью. Но кажется, они сейчас не главное. Иначе было бы слишком просто.

Ольга Виррийская по-хорошему заигрывает со зрителем, то покоряя героической убедительностью, очаровывая женской хрупкостью, то вызывая некое недоверие, ощущение обманности хрестоматийного сюжета. В таком контексте неизбежный в ожидании решения инквизиции вопрос: «А судьи кто?» звучит безоговорочно сатирически, зло, но вместе с тем и как-то безысходно спокойно.

Бог жив

Понятно, что в таких обстоятельствах рано или поздно должен появиться Бог (Альберт Мальцев), тем более, к его справедливости все так виртуозно взывают.

Явившийся Жанне Бог в наивысшей степени «демократичен». Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. В отношении творца не менее верно. Растрепанный, в старом замызганном халате, дурацкой пижаме, непрестанно кашляющий, дезориентированный в пространстве и времени, он скорее похож на пациента, сбежавшего из больницы и замученного бесконечными процедурами. Сдается, такой Господь и сам почти уже не верит – в людей, конечно…

Изображать Бога – задача щекотливая. Тем более если это не громовержец или воплощение всемирной справедливости. Мальцев играет без трепета, скорее, даже немного устало, обыденно. Герой привычно глотает таблетки, страдает, шутит, забавно и трагично восстанавливает пробелы в памяти. При этом он весь – сплошное сердце… израненное.

Бога до глубины души разочаровал человек. Он больше не хочет быть нашим образом и подобием. В бытовании спектакля такие страшные выводы-рассуждения кажутся чем-то естественным. Апокалиптический смысл фразы поразительно гармонично сосуществует с простотой, с которой она была произнесена. Жутко становится. Какие тут могут быть идеалы, какие заветы…

Но есть и другой Бог в изображении Альберта Мальцева: Бог-отец, потерявший сына, возможно, как напрасную жертву. Небиблейское страдание актер показывает неизбывной болью самого обыкновенного сердца, не способного справиться с утратой. Проникновенно, по-людски. Но именно в этот миг родится самое азбучное понимание вещей святых, чудесных, жертвенных. Все хотят жить, все страшатся неизвестности смерти. Каждый способен на подвиг и страдание.

А есть еще сострадание, из которого Бог умоляет Жанну отречься от предсказанного мученического престола. Ради чего полыхать юному телу? Там, где раньше хотя бы мерещилась свобода, братство, теперь гроб и тюрьма. Слова высокие и горькие одинаково звонко разбиваются о безразличную сценографию, трансформирующую ужасные вещи в еще более ужасные.

У каждого выбор есть. У Жанны уже нет. Из нее решили сделать святую, и точка.

Мелкий бес

В начале было слово, в конце будет меч. Или даже топор. Таков закон жизни. Отрезвлением во плоти в спектакле выступает Палач (Владимир Козловский). По собственному признанию, он всемерно патриотичен, наивен, одержим, жалостлив. Незаурядная софистика Палача вполне оправдывает чужую личную жертву, чтобы все остальные «да здравствовали». У героя особая роль – наглядно представить раздвоение души. Точнее – муку, глупость, боль, которую сие заболевание времени вызывает.

Персонаж, как монету на зуб, желает попробовать непорочность Жанны, высчитывает прибыль Франции от ее смерти.  Сцены грубые, ироничные, омерзительные… Так вышло, Палач – и демон-искуситель, и рука правосудия, и жалкое ничтожество, и сила. Даже на миг забываешь, что перед тобой актер. Так и хочется вызвать экзорциста изгнать злого духа…

Чего стоит только абсурдная трагикомедия исчезновения мужского достоинства (см. человеческого). Брутальный Палач, осмысливший горькую утрату, становится капризным ангелом, которому очень хорошо без достоинства. Здесь бы разразиться издевательскому сарказму, разгуляться острому языку Жанны-Жанетт. Но просыпается все самое великое в ставшей уже совсем настоящей д’Арк. Она молит. Не за себя – за других, не за плоть – за душу! Святой девушку делает умение сострадать ближнему, даже в такой стыдной беде ниже пояса.

Символ веры

В спектакле как ворота в рай и ад выстроены две зеркальные мизансцены. Первое явление Бога, распростершего руки к миру, искушающего возможностью не духовного, а физического спасения, странного, вызывает дикий, больной смех Жанны. Отвергающее, испепеляющее неверие будоражит зрителей гротескным абсурдом. Вовсе не атеистическое, бунтарское попрание. Просто какая-то банальная недоказуемость святости, неаргументированность веры.

А потом долгий путь Жанны, Господа, Палача  через театральные тернии.  Каждое событие, встреча, разгаданная тайна, разочарование оставляют новые глубокие раны на теле человека и человечества. Отвлеченные понятия, вневременные образы доказывают: бессмертие души лишь обрекает ее на вечные страдания.  Оказывается, в жизни нет игр, за которые не пришлось бы  сполна расплатиться. Но, несмотря на все эти угрозы существования, тяжелейшим приговором становится напрасность бытия.

Увидеть смысл, наполнить разумностью свое предназначение – самое великое благо и счастье, дарованное Жанне, кем бы она ни была. Тихо разгорается маленькая надежда на то, что есть еще где-то Орлеанские девы, бесстрашные предводители, несвятые святые, что мы услышим их голос, пойдем за ними однажды.

И вот уже почти завершение спектакля. Герои те же, но вроде бы другие, разобравшиеся в себе, что ли… Они прошли сложный духовный путь – на эшафот к бессмертию. Форма уже не важна. Содержание в миг перед погибелью всепримиряюще гуманно, созидательно, восторженно, поэтично и патетично.

Бог, до пронзительной боли любящий своих чад, сам не единожды пронзенный неверием, вновь распростер руки – над всем миром. Он хочет объять, спасти, защитить, приголубить все живое, пусть и пораженное проказой реальности. Мальцев не изменяет себе. Господь по-прежнему слабо верит в торжество идеалов и законов провидения, согласно которым все больные духом исцелятся, а мертвые воскреснут. Но он готов страдать за этот мир еще бесконечно долго. Надежду на чудо преображения не отнимет никто.

При этом постановщику умело удается оставаться «в пределах» легенды. Он сам никого не канонизирует. Выбор за зрителем. Сергей Пузырев в своей работе растворился как творец в только что завершенном мире. Его присутствие незримо, но разлито во всем до самых мелочей: монологи, фигуры, образы, глаза, руки, слезы…

Со дня сотворения мира Жанна умирала многожды, чего греха таить. Потому что только мертвые будут вести за собой народ, только мертвые не отрекаются... Как ни парадоксально, главное, чтобы очередная д’Арк погибла не от скуки, неверия, злой тоски или предательства, не захлебнулась в нашей желчи, не пала жертвой розыгрыша, а смело, по доброй героической воле взошла на свой эшафот.

Ольга Сударикова, фото Олеси Суровых

 
По теме
Орловцы привезли участникам СВО гуманитарный груз Елена Зябкина Фото: Орловская митрополия Священники Орловской епархии сначала доставили большую посылку в Соледар, а после передали гуманитарную помощь для военных,
Также бойцам доставлено специальное оборудование, одежда и амуниция. Усилиями епархии Орловской области при активном участии гарнизонного храма в честь Казанской иконы Божией Матери собран большой груз для десантников,
В рамках проекта «Диалог со священником» руководитель миссионерского отдела Орловской епархии, клирик гарнизонного Казанского храма Орла иерей Сергий Шомин побывал в городской школе № 10.
В минувший вторник, 26 марта, благочинный храмов Орловской епархии протоиерей Василий Иванов вместе с ключарем храма Казанской иконы Божией Матери города Орла иереем Максимом Ерескиным побывал на Соледарском направлении
В Наугорской библиотеке оформлена книжная выставка «Русь святая – храни веру православную» и проведена беседа «Небесные защитники Отечества».
Настоятель Троице-Васильевского храма города Орла протоиерей Евгений Евстифеев встретился с читателями Библиотечно-информационного центра им. В. Г. Еремина. Священник побеседовал с орловчанами о Великом посте и его роли в жизни православных христиан. 27 марта 2024 г. - Орловская и Ливенская епархия Накануне настоятель Троице-Васильевского храма города Орла протоиерей Евгений Евстифеев встретился с читателями Библиотечно-информационного центра им.
Орловская и Ливенская епархия
Настоятель храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в микрорайоне «Зареченский» посетил Научно-клинический многопрофильный центр помощи матерям и детям им. З.И. Круглой. 26 марта 2024г. - Орловская и Ливенская епархия 26 марта настоятель храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в микрорайоне «Зареченский» города Орла протоиерей Георгий Зейкан посетил Научно-клинический многопрофильный центр помощи матерям и детям им.
Орловская и Ливенская епархия
// Фото пресс-службы Губернатора Орловской области - Правительство Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Фото пресс-службы Губернатор
Правительство Орловской области
В службу МЧС поступило сообщение о задымлении в здании Елена Зябкина . Фото: Елена Зябкина В здании медицинского института орловского госуниверситета в 11:35 было замечено задымление.
Комсомольская Правда
   В связи с возможным возникновением в 2024 году чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области утвержден план санитарно-противоэпидемических (профилактиче
Роспотребнадзор
90 - летний юбилей Цуниной А. А. - Центр соцобслуживания населения 27 марта 2024 года Глава Малоархангельского района П.В.Матвейчук, прокурор Малоархангельского района С.И.Блинов,
Центр соцобслуживания населения