ОГАТ им. И.С. Тургенева отметил юбилей великого писателя постановкой его самой известной повести «Муму»

Фото: regionorel.ru
Второй премьерой сезона в тургеневском театре стал спектакль «Безмолвие» - сценическая версия тургеневского «Муму» актёра Антона Карташёва. Этот спектакль, который был представлен на малой сцене театра, стал первой серьёзной режиссёрской работой Антона.

«Сон о крохотном счастье»  - так назвал молодой режиссёр свою работу. Звучит очень трогательно и  щемяще. Таким же вышел и  спектакль.

Немого дворника Герасима сыграл сам режиссёр спектакля  - Антон Карташёв. Вот он лежит на авансцене, прямо у  лиц зрителей первого ряда, мирно посапывая, ещё и  знает, бедолага, что его ждёт двор и  челядь столичной барыни-самодурки, что покинет он скоро деревенские просторы, которые снятся ему. Сон Герасима видят и  зрители. Маленький мальчик (Матвей Карташёв) беседует со своей матушкой (Елена Полянская), звучит музыка с  фольклорным оттенком. Благодать! И  вдруг тишину разрезают грубые, громкие, агрессивные аккорды: на сцене появляются некие мифические рогатые существа со страшными рылами. Беда! Матушка будто исчезает в  тумане, мальчик, скрючившись от ужаса, лежит на полу один. Так автор спектакля показал наступление страшного недуга Герасима  - немоту. А  может, так, во сне, Герасим предчувствовал надвигающуюся трагедию.

Но вот звучит русская народная музыка в  современных ритмах, на сцену выкатывается молодёжь, дворня столичной барыни. Помните, в  парке аттракцион с  машинками на магнитном полу? Так вот и  челядь, катаясь по сцене на деревянных торговых поддонах, резвится, размахивая стилизованными белыми косами. Эти деревянные поддоны будут выполнять в  спектакле главную оформительскую нагрузку. Вот их выстроили в  длинный подиум  - и  по нему медленно шагает барыня (Елена Полянская). Её бархатное чёрно-красное платье  - будто гробовая обивка, её капот  - лишь только остов от головного убора (художник по костюмам  - Екатерина Камышалова). Впрочем, как и  у  её главного лакея Гаврилы (Андрей Царьков)  - на его голове лишь остов от треуголки, в  который он иногда вкладывает миску для щей. Поддоны будут выполнять роль мостков к  реке, обеденного стола, ступеней. Эти деревянные щиты на колёсах легко трансформируются в  любой объект. Выглядит свежо и  оригинально  - прекрасная режиссёрская находка! Вообще, весь спектакль напоминает танец. Актёры двигаются под музыку, говорят в  такт музыке. Это создаёт интересный игровой эффект, придаёт динамику действию.

Герасима переодевают в  ярко-красную рубаху, когда принимают в  дворню барыни. Он действительно чувствует себя, как «молодой, здоровый бык, которого только что взяли с  нивы, где сочная трава росла ему по брюхо,  - взяли, поставили на вагон железной дороги  - и  вот, обдавая его тучное тело то дымом с  искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и  визгом, а  куда мчат  - бог весть!». Эти слова тургеневской повести произносят дворовые люди барыни, которые в  спектакле Карташёва играют не второстепенную, а  главную роль. Во-первых, они произносят прозаический текст повести. И  это замечательно, что текст Тургенева сохранён в  спектакле почти полностью. Во-вторых, Гаврила, Ключница (Снежана Малых), Капитон (Дмитрий Бундиряков), Маруся (Марианна Еремеева), Катерина (Екатерина Гусарова), Антипка (Антон Бачурин) и  Степан (Александр Аксиненко)  - каждый из этих персонажей невероятно колоритен и  самобытен. Пьяница Капитон в  одном сапоге жалок и  противен, Маруся с  торчащей вверх косой  - смешлива и  мила, Катерина с  огромным хвостом ниже пояса  - жеманная и  завистливая, Антипка  - прост и  открыт, Семён  - красив и  ловок. Ключница с  Гаврилой, на правах главных, несколько суровы и  ходульны. Когда они отдают страшные приказы, то бьют ладонь об ладонь, вытянув руки вперёд. Они как роботы  - бесстрастны и  равнодушны. Лишь бы не огорчить барыню…

В скромную, худенькую Татьяну (Ольга Форопонова) влюбляется немой Герасим, ей одной он открывает своё сердце, а  она отвечает ему милой улыбкой, также открываясь ему всей душой. Прекрасно выстроена сцена их любви: разогнавшись, они проносятся мимо друг друга на катящихся поддонах, смеясь и  размахивая руками. Только Татьяне Герасим показывает, а  потом дарит маленькую фетровую собачку, которая, словно крестик, висит у  него на груди. Это воспоминание о  его беззаботном детстве, о  ласковой маме.

Но не бывать этой любви! Барыня хочет свадьбы. И  она накидывает красную верёвку на шеи молодым, а  концы её, как удавки, и  соединены они теперь навеки, и  напрасно Герасим пытается разорвать страшную связку. Мыча  от боли и  невозможности что-то изменить, ступает Герасим по мосткам к  реке. И  тут он видит Муму. Замечательный режиссёрский ход: кукольную собачку из папье-маше на длинных тонких палочках ведёт актриса, исполняющая роль Татьяны (Ольга Форопонова). Она как актриса кукольного театра будет руководить Муму, станет мило повизгивать, бросаясь лизать руки Герасиму, она же отчаянно взвизгнет от страха и  ужаса, когда Муму приведут к  барыне.

Эффектной и  страшной получилась сцена, в  которой в  символической форме изображена борьба Герасима и  его маленькой Мумуни, как называет собачку дворня, за счастье, за любовь, за свободу. Он, огромный и  нелепый, мечется по сцене со своей милой Муму, и  с  двух сторон сжимают его, словно адские стены, стилизованные клетки. Клетки двигает дворня, и  вот стена «гонит» Герасима и  Муму прямо в  зал или, разделяясь на две стороны, образует узкий коридор, из которого не выбраться. Вкупе с  экспрессивной музыкой, эта сцена получается надрывной, эмоциональной, жуткой. Мистический эффект добавляет свет фонариков  - их в  глубине сцены зажигают актёры  - будто фары демонической машины преследуют наших дорогих героев.

Конечно, сцена утопления Муму не могла оставить никого бесстрастным. Герасим мечется в  лодке, как раненый зверь, воет… Муму скулит и  не понимает, что происходит (эти эмоции, опять же, изображает и  показывает Ольга Форопонова), а  маленькое тельце собачки только вздрагивает в  её руках и  уплывает во мрак…

Спектакль однозначно удался. Думается, Тургенев был бы счастлив в  свой день рождения получить такую инсценировку. Определённо, что такую «Муму» можно и  нужно показывать школьникам, что такой спектакль займёт прочное место в  репертуаре академического театра, носящего имя великого писателя. Режиссёрский дебют Антона Карташёва был принят зрителями криками «браво!»: его задумка сделать спектакль о  любви и  свободе оказалась близка и  понятна зрителю.

Фото: Сергей Мокроусов Автор: Марьяна Мищенко
 
По теме
 
 
В Орле иномарка сбила ребенка - OrelGrad.Ru Мальчику не потребовалась госпитализация В Орле автомобиль «Фольксваген Бора» сбил 16-летнего подростка, сообщили в УГИБДД по Орловской области.
20.11.2018 OrelGrad.Ru
О нашей культуре замолвили слово: Леонид Музалевский встретился с известным актёром Юрием Батуриным - Орёл-регион Председатель Орловского областного Совета народных депутатов и актёр театра, кино и телевидения говорили не только о деятельности областных учреждений культуры, но также районных и сельских, о помощи,
20.11.2018 Орёл-регион
Час краеведения - Администрация Болховского района 19 ноября 2018 года в Болховском краеведческом музее прошел час краеведения на тему: « Духовная сфера в жизни общества».
21.11.2018 Администрация Болховского района
Орел проведет «Месяц в деревне» - Орловское информбюро Так называется первый Всероссийский театральный фестиваль. Он пройдет в декабре и будет посвящен юбилею Тургенева.
21.11.2018 Орловское информбюро
Так Президент России Владимир Путин назвал прошедший 15-17 ноября в Северной столице VII Санкт-Петербургский международный культурный форум.
20.11.2018 Орёл-регион
За прошедшие сутки пожарные и спасательные подразделения Орловской области выезжали 25 раз, из них 15 выездов – на ликвидацию возгораний и десять – на различные происшествия.
20.11.2018 МЧС