О чем кричит «Безмолвие»?

О чем кричит «Безмолвие»? - http://vestnik57.ru/
Фото: vestnik57.ru

Автор: Наталья Смоголь, фото Олеси Суровых

В конце 2018 года, к 200-летию И.С. Тургенева, в Орловском государственном академическом театре, носящем имя писателя, состоялась знаковая премьера, одновременно ставшая режиссерским дебютом. Антон Карташев предложил сценическую версию хрестоматийного произведения классика ХIХ века, а именно рассказа «Муму», дав ей название «Безмолвие» и жанровое определение «Сон о крохотном счастье».



Сон о счастье

Переименование связано с неким расширением временных границ и желанием проследить путь главного героя от самых истоков: по сценической версии, Герасим не был глухонемым от рождения, недуг поразил его после трагической гибели отца, а смерть матери стала причиной сиротства.

Безмолвие – это не только мир тишины, в котором находится персонаж, это и тотальная отчужденность людей друг от друга, когда слова теряют свой сакральный смысл и превращаются в орудие сплетен, насилия, жестокости. С другой стороны, безмолвие – это такие взаимоотношения, когда все понятно без слов, когда люди говорят друг с другом на языке сердца, как это происходит между дворником и прачкой. Лишена языка и божья тварь, спасенная собачонка, искренне и бескорыстно привязанная к своему хозяину.

Мотив сна оказывается сюжетообразующим: в начале действа видит себя маленького в кругу семьи Герасим (Антон Карташев), и этот невольный возврат в прошлое только усугубляет неприкаянность деревенского богатыря в среде московской дворни. Сном, который легко прервать и даже растоптать, оказывается любовь к Татьяне (Ольга Форопонова), а позже и к ласковому спаниелю, две трагически неудачные попытки «крохотного счастья», разрушителями которого становятся зависть и самодурство. О своем мистическом сне рассказывает одна из дворовых девок. Да и вообще, многое из происходящего кажется дурным сном, кошмаром, который вызван безнаказанностью, полным забвением нравственных норм, отказом от малейшего понимания, сострадания.

Казалось бы, зачем барыне (Елена Полянская) мешать счастью бессловесной прачки и трудолюбивого дворника и выдавать несчастную девушку за пьяницу-сапожника Капитона (Дмитрий Бундиряков), а затем еще отнимать у человека, и так наказанного судьбой, любящее живое существо? Все от морока самовластия, от чада вседозволенности.

Детали и символика

Особенностью спектакля стала визуальная символика (художник по костюмам Екатерина Камышалова), уводящая от лубочных стереотипов и обнажающая причины центрального конфликта. Поскольку в оппозиции находятся живое и неживое начала, два положительных героя одеты просто, выглядят гармонично. Другие же, в зависимости от обретенной власти, «награждаются» инородными элементами: у барыни это каркасы шляпы и кринолина, у дворецкого (Андрей Царьков) – силуэты ботфортов и треуголки, намекающей, что Гаврила чувствует себя в этом доме практически Наполеоном, у ключницы (Снежана Малых) – проволочный корсет, у дворовых девок Маруси (Марианна Еремеева) и Катерины (Екатерина Гусарова) – пеньковые косы. Все нефункционально, искусственно, нелепо.

Детали одежды превращаются в доказательство избранности и свидетельство омертвения души. Антипка (Антон Бачурин) и Степан (Александр Аксиненко) вроде бы обычные дворовые мужики, но именно они становятся в определенные моменты инфернальными чудовищами, которые хлопком рук рушат судьбы. Очевидно, не без их помощи была похищена и обречена на смерть беззащитная Мумуня.

Одним из драматических моментов становится сцена «благословения» новобрачных барыней, которая надевает им на шеи связанные между собой арканы-удавки и отсылает с глаз долой. Особое значение обретает одна из деталей – пряник в виде собачки, который Герасим дарит возлюбленной как счастливый талисман, но который оказывается невольным пророчеством новой, только уже метафизической встречи: кажется, что тоскующая душа Татьяны материализуется в тонущей собачке, так трогательно прижимающейся к своему спасителю.

Контрасты решают все

Спектакль построен на контрастах: ухарские развлечения челяди сменяются лирическими свиданиями влюбленных, устрашающие появления хозяйки дома предшествуют пронзительным расставаниям. Именно пластические решения придают действу целостность и завершенность, ведь переведение эпического произведения малой формы в другую родо-жанровую парадигму – это очень сложный процесс, требующий бережного отношения к тексту, с одной стороны, и расширения событийного ряда, с другой.

Отличительной чертой спектакля является его динамичность, способные на неожиданные трансформации декорации, яркое музыкальное сопровождение. Имеет свой глубокий смысл и кольцевая композиция: в финале зрители вновь видят маленького мальчика (Матвей Карташев), который воплощает в себе и слушателя этой грустной истории, и детей, рожденных после антигуманного крепостного права, и в целом победу жизни над смертью, нового над старым, счастья над страданием.

 
По теме
Противоправное деяние, совершенное жителем региона, было выявлено сотрудниками УФСБ России по Орловской области.

29.05.2020
29 мая во всех 12  школах Мценского района прозвенел последний звонок. В этом году он прошел в уже становящемся привычном он-лайн формате.

29.05.2020
 
В регионе продолжается реализация ежегодной всероссийской акции «Красная гвоздика» - Правительство Орловской области В Год памяти и славы в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Благотворительный фонд «Память поколений» вновь запустил ежегодную всероссийскую акцию «Красная гвоздика»,

29.05.2020
1 (1) - Городская Газета Свой преданный зритель у Орловского театра кукол был всегда, но теперь об артистах  узнала без преувеличения вся Россия.

29.05.2020
570_big - Городская Газета Музей «Зеркало истории» лицея №18 города Орла представит свои экспонаты в рамках всероссийской долгосрочной программы «Школьный музей Победы».

29.05.2020
 
Screenshot_1 - Городская Газета В Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева продолжают проект «Реликвии».

29.05.2020
Обеспечение пожарной безопасности – общее дело - МЧС Сотрудники отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Дмитровскому району провели очередной рейд, в ходе которого напомнили о жителям о важности соблюдения правил пожарной безопасности.
МЧС
30.05.2020
Продолжаются профилактические рейды на водных объектах - МЧС Государственные инспекторы по маломерным судам Главного управления МЧС России по Орловской области проводят рейды и патрулирования на водных объектах в целях обеспечения безопасности людей вблизи водоемов и на воде.
МЧС
30.05.2020
Такие данные приводит сайт стопкоронавирус.рф. По информации федерального оперативного штаба, на 29 мая в регионе выявлены 2147 человек (за минувшие сутки - 65 пациентов), инфицированных коронавирусом.
29.05.2020 Орёл-регион
570_big - Городская Газета Музей «Зеркало истории» лицея №18 города Орла представит свои экспонаты в рамках всероссийской долгосрочной программы «Школьный музей Победы».
Городская Газета
29.05.2020
В регионе продолжается реализация ежегодной всероссийской акции «Красная гвоздика» - Правительство Орловской области В Год памяти и славы в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Благотворительный фонд «Память поколений» вновь запустил ежегодную всероссийскую акцию «Красная гвоздика»,
Правительство Орловской области
29.05.2020
1 (1) - Городская Газета Свой преданный зритель у Орловского театра кукол был всегда, но теперь об артистах  узнала без преувеличения вся Россия.
Городская Газета
29.05.2020
Автор: Людмила Москалева, фото из архива победителей конкурса В конкурсе «Цена Победы», проводимом «Орловским вестником» к 75-летию окончания Великой Отечественной войны, победили… школьники!
27.05.2020 Орловский Вестник
Такие данные приводит сайт стопкоронавирус.рф. По информации федерального оперативного штаба, на 29 мая в регионе выявлены 2147 человек (за минувшие сутки - 65 пациентов), инфицированных коронавирусом.
29.05.2020 Орёл-регион